По сути это технология, позволяющая делать машины малозаметными для средств обнаружения. Способ включает использование специальных поглощающих материалов, радиоэлектронного оборудования и т.д.. К примеру, фирмой Duglas в 1996 году был построен беспилотный летательный аппарат Х-26. В настоящее время технология стелс обязательна в постройке всех перспективных БЛА.
Пилотируемые “призраки”
В первую очередь инженеры пытаются создать “призрак” существующих летательных аппаратов. Ещё в 1980-х годах по заказу Военно-воздушных сил США по “Стелс-технологии” разрабатывались разведывательно-ударные самолёты F-117А “Найт Хоук”, а также стратегические бомбардировщики В-2 (их боевой радиус около 8000 км, а взлётный вес 136 тонн). Сейчас в конечной стадии находится создание многоцелевого истребителя F/F-22 “Раптор” фирмы Lockheed Martin (программа ATF), взлетный вес которого 23 тонны. К началу 2009 года американцы задумали иметь 76 подобных машин, а общая их численность может достигнуть 276.
Секретность самолета F-117А была оправдана поскольку при его проектировании и строительстве мспользовались новейшие технологии по снижению тепловой, радиолокационной и иной заметностей. По началу машину специально неправильно именовали в печати как F-19. И только под конец 1988 года. Начальство ВВС США признало факт существования F-117А. Эта машина поразила зрителей из-за своей непривычной формы.
Советский Союз также вёл исследования в области “стелс-технологий”. Конструкторы проектировали ракеты, вертолёты. БЛА, корабли, а также космические аппараты.
Нынешняя мощь России не такая, какой она была у Советского Союза, поэтому новые образцы ВВТ разрабатываются и внедряются в производство очень медленно. Программа перспективного Российского многофункционального истребителя МФИ отстаёт от плана, опытные машины Cу-37 “Беркут” АХК “Сухой” (к середине 2001 года. Произвёл 110 вылетов) и “1,44” РСК “МиГ” (изготовлен в 1994 году, а первый вылет в феврале 2000 года.), остаются опытными образцами. И это, не смотря на то, что самолёты неоднократно показывались Министерству обороны РФ, командованию ВВС, а "Беркут" даже был на нескольких международных салонах МАКС в подмосковном Жуковском.
МиГ 1,44
Можно дать положительный ответ на этот вопрос, который возник в 1980-х годах. В военном столкновении 1990 года в Персидском заливе выяснилось, что F-117А опознаются длинноволновыми французкими РЛС типа TSЕ-50 и отчасти иракскими. Для вылавливания “Невидимок” создана РЛС “Кольчуга” из Украины. Этими же свойствами обладает противолодочная авиационная система “Морской змей” (разработчик ХК “Ленинец”).Она обнаруживает малые боевые “стелс”-корабли нового поколения.
Не смотря на свои достоинства самолёты F-117А всё таки разбивались. В большинстве случаев это происходило из-за неисправностей, но иногда из-за ракет. Например, 27 марта 1999 года F-117 поразили над Югославией обычной ракетой типа В-601П (ОКБ “Факел”, 1960-х годов) ЗРК С-125 “Печора” ( НПО “Алмаз” им. Академика А. А. Расплетина). С 1969 года было отправлено 400 таких комплексов в 35 стран. Боевое крещение состоялось в 1970-х на Ближнем Востоке, когда Египет смог подбить 30 израильских самолетов. Сейчас проведено усовершенствование системы и появилась "Печора-2А", у которой значительно расширены боевые возможности.
В настоящее время Россия продаёт на экспорт ещё более современные комплексы. Можно отметить такие как ЗРС С-300ПМУ (разработчик НПО "Алмаз") и ее модификации. Первая поставка таких ЗРС на экспорт осуществлена в 1994 г. в Китай, а затем в Кипр и Вьетнам. Одна из последних ракет 48Н6Е (разработчик МКБ "Факел") этой системы может поражать воздушные цели на дальности до 150 км. С 2001 г. в КНР экспортируются более современные системы С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2 "Фаворит" с дальностью стрельбы ракетами 48Н6Е2 200 км. Наши С-300 последних модификаций могут сбивать летательные аппараты "Стелс" и даже баллистические ракеты. Не раз сообщалось, что в России завершаются испытания системы "Триумф" (разработчик НПО "Алмаз"), которая обладает еще большими возможностями для поражения современных целей - баллистических и крылатых ракет, а также перспективных самолетов и вертолетов.
И все же понятно, что без значительных планомерных финансовых вложений в НИОКР, срочных мероприятий по реорганизации самого отечественного ОПК, целенаправленной кадровой политики внутри него, реконструкции системы служебного роста и оплаты труда специалистов не обойтись. Не надо забывать, что "кадры решают все", а у нас средний возраст коллективов многих предприятий "оборонки" сегодня приблизился к 60 годам. И, как полагают некоторые руководители ОПК, простым приемом молодых специалистов этот вопрос не решишь. Потому, что их нужно еще обучить специальным навыкам, передать необходимый научно-технический и профессиональный опыт. На что требуется определенное время и болеющие за дело высококвалифицированные наставники.
Источник: http://warinform.ru/News-view-154.html
часть фото отсюда: http://www.seorf.ohiou.edu/~af641/
убитый самолетик:
Бомбардировщик Стелс B-2 (1.2 биллиона долларов, тот, что на первой картинке - за секунды до аварии)
Раптор F-22, F-15
Первое американское судно, сделанное с использованием технологии, Sea Shadow:
и на сладкое)